Территориальная психолого-медико-педагогическая комиссия
Нормативно-правовое регулирование деятельности ПМПК
В своей деятельности психолого-медико-педагогическая комиссия (далее — ПМПК) руководствуется современной нормативной правовой базой.
Основополагающим законодательным актом, регулирующим процесс образования детей с ограниченными возможностями здоровья (далее — ОВЗ), является Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее ФЗ — 273), регламентирующий право детей с ОВЗ и инвалидов на образование в течение всей жизни. ФЗ — 273 обязывает федеральные государственные органы, органы государственной власти субъектов российской Федерации и органы местного самоуправления создавать необходимые условия для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов (ч. 5 ст. 5 ФЗ — 273).
Частью 16 статьи 2 ФЗ — 273 впервые в российской законодательной практике закреплено понятие «обучающийся с ограниченными возможностями здоровья» — физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные ПМПК и препятствующие получению образования без создания специальных условий.
ПМПК работает в полном соответствии с Положением о психолого-медико-педагогической комиссии (приказ Минобрнауки РФ от 20 сентября 2013 г. № 1082 «об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии»).
Цель ПМПК — выявление детей и подростков с отклонениями в развитии, проведение комплексного диагностического обследования несовершеннолетних и разработка рекомендаций, направленных на определение специальных условий для получения ими образования и сопутствующего медицинского обслуживания.
Задачи, стоящие перед ПМПК:
– комплексная, всесторонняя, динамическая диагностика резервных возможностей ребенка и нарушений его развития;
– определение специальных условий для получения образования несовершеннолетними;
– подбор, проектирование и инициирование организации специальных условий обучения и воспитания, а также лечения медицинской поддержки, адекватных индивидуальным особенностям ребенка;
– разработка и апробация индивидуально ориентированных методов диагностико-коррекционной работы с детьми, проходящими обследование, отражение в рекомендациях способов внедрения наиболее эффективных из этих методов с последующим отслеживанием динамики и уровня социальной адаптации в процессе интеграции ребенка в соответствующие образовательные условия.
Специальные условия включают в себя:
– использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания;
– специальных учебников, учебных пособий и дидактический материалов;
– специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования;
– предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь;
– предоставление услуг тьютора;
– проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий;
– обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность;
– другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ОВЗ.
Перечисленные условия должны в максимальной степени способствовать получению образования определенного уровня и определенной направленности, а также социальному развитию обучающихся с ОВЗ, в том числе через организацию системы инклюзивного образования.
Часть 6 ст. 11 ФЗ — 273 определила, что в целях обеспечения реализации права на образование обучающихся с ОВЗ устанавливаются федеральные государственные образовательные стандарты (далее ФГОС).
В настоящее время при формулировке рекомендаций о создании условий для получения образования детям с ОВЗ ПМПК ориентируется на приказы Минобрнауки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» и № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)».
Общие правила работы специалистов ПМПК — соблюдение в своей деятельности требований командного взаимодействия:
– принимать общую цель (предоставление компетентного и ответственного заключения);
нести персональную ответственность за собственные диагностические выводы;
– принимать участие в обсуждении и приходить к коллегиальному заключению;
– заботиться о сохранении имиджа ПМПК, корректно взаимодействуя с родителями и доступно отвечая на возникающие у них вопросы.
Диагностико-консультативный процесс осуществляется в ПМПК в соответствии с действующим Положением Министерства образования и науки РФ от 20.09. 2013 г. № 1082. Родитель (законный представитель) предъявляет на ПМПК в соответствии с п. 15 документ, удостоверяющий личность, а также документы, подтверждающие полномочия по предоставлению интересов ребенка.
Родитель (законный представитель) предъявляет в комиссию список необходимых документов:
– заявление о проведении или согласие на проведение обследования ребенка в комиссии;
– направление ребенка на комиссию территориальной комиссией на центральную комиссию (при наличии);
– копия паспорта и свидетельства о рождении ребенка (предоставляются с предъявлением оригинала или заверенной в установленном порядке копии);
– направление образовательной организации, организации, осуществляющей социальное обслуживание, медицинской организации, другой организации (при наличии);
– подробная выписка из истории развития ребенка с заключением врачей из медицинской организации по месту жительства (регистрации); заключения врачей-специалистов, наблюдающих ребенка (при наличии);
– характеристика обучающегося, выданная образовательной организацией;
– рабочие тетради и результаты самостоятельной продуктивной деятельности ребенка за текущий учебный год;
– предыдущие заключения специалистов (при наличии).
Запись на проведение обследования ребенка в комиссии осуществляется при подаче документов.
Протокол и заключение комиссии оформляются в день проведения обследования, подписываются специалистами комиссии, проводившими обследование и руководителем комиссии (лицом, исполняющим его обязанности) и заверяются печатью комиссии.
В случае необходимости срок оформления протокола и заключения комиссии продлевается, но не более чем на 5 рабочих дней со дня проведения обследования.
Заключение комиссии носит для родителей (законных представителей) детей рекомендательный характер.
Представленное родителями (законными представителями) детей заключение комиссии является основанием для создания органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в сфере образования, и органами местного самоуправления, осуществляющими управление в сфере образования, образовательными организациями, иными органами и организациями в соответствии с их компетенцией рекомендованных в заключении условий для обучения и воспитания детей.